Что такое контрафакт? А подлог? Примеры и цифры | utec
Содержание статьи
Ввоз различных товаров из-за границы связан со множеством проблем. К ним относятся:
- поиск надёжных производителей и поставщиков;
- осуществление международной доставки;
- преодоление таможенных барьеров и многие другие.
Если решить первую группу проблем можно путём сотрудничества с проверенными логистическими компаниями (в качестве надёжного партнёра, осуществляющего ввоз товаров различного назначения из Китая, можно назвать нашу компанию UTEC Logistics), то бороться с появлением на рынке контрафактной продукции и подделок намного сложнее. Проблема борьбы с контрафактом и подделками всегда была актуальной.
Определение контрафакта и подделки
Контрафактом называется продукт, созданный на основе оригинала с нарушением авторских прав. Производство такой продукции осуществляется без патента, без разрешения владельца бренда. Подделка — это имитация оригинального продукта и упаковки, фальсификат, дешёвый аналог известного бренда.
Другими словами, контрафактный товар — это более широкое понятие, включающее любое нарушение интеллектуальной собственности, а подделка — это форма контрафакта, направленная просто на копирование товара и упаковки известного бренда с целью обмана потребителя.
Причины и последствия
Распространённость контрафакта и подделок объясняется двумя основными причинами:
- такой бизнес очень прибыльный;
- борьба с подделками и контрафактом довольно сложна.
Обычно производство поддельной продукции наблюдается в странах с дешёвым производством и низким уровнем защиты прав интеллектуальной собственности. А высокий спрос на аналоги брендовых товаров стимулирует рост подделок. Последствия их распространения таковы:
- нарушение прав интеллектуальной собственности;
- серьёзные экономические потери производителей оригинальной продукции (только в странах Евросоюза они ежегодно оцениваются в миллиарды евро);
- снижение доверия к брендам (репутация компаний подрывается из-за потери покупателями уверенности в качестве продукции);
- возникновение рисков для потребителей контрафактных товаров и их здоровья (особенно это касается детских игрушек, автозапчастей, лекарственных препаратов).
Кроме того, незаконный оборот товаров наносит ущерб государству, так как лишает его бюджета значительных налоговых поступлений.
Популярные примеры
Чаще всего подделывают виды и группы товаров:
- табачные изделия;
- одежда и аксессуары;
- электроника;
- автозапчасти;
- лекарства.
Часто страдают от подделок такие популярные бренды одежды и аксессуаров, как Adidas, Nike, Louis Vuitton. Производство поддельных товаров под известными брендами с использованием дешёвых материалов без применения новейших технологий значительно снижает их качество.
Поддельные смартфоны, бытовая техника, наушники и другие виды электроники копируют только внешний вид популярных устройств брендов Apple или Samsung, но не соответствуют их стандартам качества и безопасности.
Поддельные автозапчасти увеличивают риск аварий, так как могут привести к поломке автомобиля в самый ответственный момент.
Одним из самых опасных видов подделок являются контрафактные лекарства. В лучшем случае они могут не содержать активных ингредиентов и быть бесполезными, а в худшем — содержать опасные вещества и только вредить здоровью.
Статистика и цифры
Согласно результатам исследований Еврокомиссии, около 6,8% товаров, ввозимых в страны Евросоюза, являются контрафактными. По данным Всемирной организации по борьбе с распространением контрафактной и поддельной продукции, общий объем контрафакта в мире составляет около 3,3% от мирового товарооборота. В денежном выражении это составляет более 500 миллиардов долларов.
Значительные масштабы контрафакта также наблюдаются и в Украине. Как сообщает специальная Государственная служба, в стране ежегодно выявляют десятки тысяч случаев нарушения прав интеллектуальной собственности. Основным источником подделок на рынке Украины, Европы и всего мира был и продолжает оставаться Китай.
Борьба с контрафактом
Чтобы борьба с контрафактом при ввозе товаров из-за границы была эффективной, она должна осуществляться комплексно с использованием следующих мер:
- правовое регулирование (усиление законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности и строгие санкции за производство и продажу подделок);
- международное сотрудничество (так как контрафакт является глобальной проблемой, необходимы совместные усилия правоохранительных органов и таможенных служб различных стран по отслеживанию перемещения контрафактных товаров через границу и принятию мер против их распространения);
- использование технологий (для проверки подлинности товаров, в том числе и в процессе консолидации грузов, используются системы отслеживания товаров, RFID-метки и QR-коды).
В успешной борьбе с контрафактом важную роль также играет правильное оформление сопроводительной документации, информирование потенциальных потребителей о рисках покупки подделок, проверка подлинности продукции.
Выводы
Контрафакт и подделки представляют собой масштабную проблему, наносящую вред экономике и брендам, а также создающую опасность для потребителей. Для ее решения важно развивать правовые механизмы, усиливать таможенный контроль, разъяснять потребителям важность приобретения оригинальной продукции для их безопасности.