Глобальные изменения в логистике 2025: как действовать импортёрам из Китая и Европы

Логістичний дайджест

Тенденции, за которыми стоит следить

Таможенные тарифы

США и Япония заключили торговое соглашение

22 июля Дональд Трамп объявил в Truth Social, что США и Япония достигли договорённости о торговом соглашении.

Согласно договору:

  • Япония подпадает под взаимный тариф в размере 15%;
  • Япония инвестирует 550 миллиардов долларов в США, из которых США получат 90% прибыли;
  • Япония откроет свой рынок для торговли — в частности, для автомобилей и грузовиков, риса и некоторых сельскохозяйственных товаров.

Это соглашение снижает ранее объявленную пошлину в 25%, о которой Трамп сообщил 7 июля.

Значительная часть японского импорта в США — это автомобили и автозапчасти, поэтому тариф на них также снижен с 25% до 15%.

Ожидается, что соглашение вступит в силу 1 августа, одновременно с аналогичными тарифами для более чем 20 других торговых партнёров США. Официальное подтверждение ожидается в виде президентского указа или публикации в Федеральном реестре.

США и Филиппины также заключили торговое соглашение

Трамп также объявил о соглашении с Филиппинами. Предложено взаимное мито в размере 19% (ранее было анонсировано 20%). Дата и механизм реализации соглашения пока неизвестны.

США и Индонезия озвучили условия соглашения

В совместном заявлении от 22 июля указано: индонезийский импорт в США будет облагаться пошлиной в 19%. В то же время товары из США будут поступать в Индонезию без таможенных пошлин.

Индонезия согласилась отменить нетарифные барьеры, среди которых:

  • налоги на цифровые услуги (стриминг, мобильный интернет);
  • обязательные предзагрузочные инспекции американских аграрных товаров;
  • экспортный контроль на критически важные минералы.

Также Индонезия признаёт стандарты безопасности и экологические нормы США для американских автомобилей. Соглашение должно быть доработано и подписано в ближайшие недели.

Нові тарифи США

Другие таможенные новости

  • Пошлина 30% на Китай, скорее всего, останется в силе и после 12 августа (заявление министра финансов США Скотта Бессента). Обсуждения продолжаются на фоне импорта Китаем нефти из России и Ирана.
  • США и Индия ведут переговоры о снижении 26% таможенного тарифа, отмене 50% пошлины на сталь и алюминий, а также снижении автотарифов.
  • Пошлина в 50% на импорт меди вступает в силу с 1 августа.
  • Трамп объявил о введении новых взаимных пошлин для более чем 20 стран. Также предложены: 10% пошлина на страны БРИКС и 200% пошлина на фармацевтику.

Морские перевозки

Транстихоокеанское направление (TPEB)

Пропускная способность и спрос:

  • В августе спрос останется на уровне июля. Загрузка перевозчиков: в июле — 80–90%, в августе — 75–86%.
  • Несмотря на отмену некоторых сервисов и blank sailings, на рынке наблюдается превышение предложения над спросом.
  • Задержки в портах Юго-Восточной Азии (особенно Малайзия и Сингапур) составляют +3–5 дней к стандартному транзитному времени.

Оборудование:

  • Наблюдается дефицит контейнеров.
  • Погодные факторы (включая тайфуны в Южном Китае) влияют на соблюдение расписания.

Фрахтовые ставки:

  • Сезонная надбавка (PSS) на Восточном побережье США отменяется в августе.
  • На Западном побережье США — также без PSS.
  • Объявлено об общем повышении ставок (GRI) с 1 августа, детали ожидаются ближе к дате.

Дальневосточное направление на запад (FEWB)

Пропускная способность и спрос:

  • Ocean Alliance отменила 6 рейсов в августе.
  • Средняя недельная пропускная способность составляет 324 000 TEU, что на 1,4% больше по сравнению с июнем.
  • Из-за заторов в европейских портах в июле (особенно у Maersk и MSC) перевозчики заменяют суда на меньшие, чтобы соблюдать график.
  • Восстановление экономики ЕС усиливает спрос, который сохранится в августе.
    Проблемы с оборудованием и тайфуны также затрудняют отправки из Китая и Юго-Восточной Азии.

Фрахтовые ставки:

  • Индекс SCFI остаётся стабильным на уровне $2,030–2,100 за TEU в течение 4 недель.
  • Ставки могут вырасти из-за нехватки оборудования и высокой загрузки.
  • Заторы в европейских портах также увеличивают стоимость.
  • Некоторые перевозчики уже повысили тарифы на 10% в августе.

Трансатлантическое направление (TAWB)

Пропускная способность и спрос:

  • В порту Антверпен зафиксирован самый высокий уровень заторов с времён COVID-19: простой превышает 8 дней, а загрузка контейнерных площадок — более 90%.
  • В Роттердаме, Гамбурге и Бремерхафене — загрузка 80–85%, что приводит к задержкам судов на 2–4 дня.
  • Порты Пирей, Генуя и Валенсия сообщают о постоянной перегрузке терминалов и ожидании судов на 2–5 дней — в соответствии с предыдущими тенденциями.
  • Спрос на экспорт из Европы остаётся стабильным.
  • Предложенная пошлина 30% на Европу, которая должна вступить в силу 1 августа, вызывает неопределённость среди компаний, ведущих торговлю с США.
  • Спрос снижается из-за летних отпусков.
  • Количество отменённых рейсов составляет около 4–7% и снижается каждый месяц. Пропускная способность остаётся стабильной.

Контейнерное обеспечение:

Австрия, Словакия, Венгрия, Южная и Восточная Германия продолжают сталкиваться с дефицитом контейнеров и шасси. В Португалии наблюдается нарушение баланса контейнерного оборудования.

Фрахтовые ставки:

В Северной Европе, Западном и Восточном Средиземноморье все перевозчики отложили введение сезонных надбавок (PSS), объявленных на июль. Ожидается, что ставки останутся стабильными до конца третьего квартала.

Затримки в портах

Индийский субконтинент – Северная Америка

Пропускная способность и спрос:

Пропускная способность на Восточное побережье США увеличилась: июль открывает традиционный пик сезона для индийского субконтинента. Один из перевозчиков возвращает суда на маршрут из Северо-Восточной Индии на Восточное побережье США, временно исключив порт Чарлстон для повышения надежности сервиса.

Пропускная способность на Западное побережье США также доступна благодаря расширению мощностей на транстихоокеанском направлении (TPEB) и запуску новых сервисов, которые позволяют доставлять грузы из индийского субконтинента на западное побережье США.

Фрахтовые ставки:

Для грузов на Восточное побережье США: GRI (общее повышение ставок) и PSS были объявлены на вторую половину июля, но в целом не были реализованы. На рынке наблюдается широкий диапазон ставок в зависимости от уровня бронирования и загрузки. Вероятно, типичный сезонный спрос не поддерживает рост ставок, особенно с учетом восстановления пропускной способности.

Для грузов на Западное побережье США: GRI не закрепились на рынке, а PSS были снижены в соответствии с ситуацией на маршрутах TPEB.

Экспорт из Пакистана по-прежнему сопровождается повышенными расходами и удлиненными транзитными сроками из-за необходимости дополнительных фидерных сервисов, вызванных конфликтом между Индией и Пакистаном.

Авиа

Неделя 28: 7–13 июля 2025.

Спрос между Азией и США снова снижается:

Объемы грузов снизились на 5% по сравнению с предыдущей неделей, после падения на 2% неделей ранее. Наибольшее снижение зафиксировано в Юго-Восточной Азии: Индонезия –23%, Таиланд –21%, Вьетнам –14%. Спрос в США остается слабым после праздничного периода.

Ставки держатся благодаря восстановлению в США:

Несмотря на общее снижение глобальных объемов, спотовые ставки выросли на 1% до $2,65/кг. Это стало возможным благодаря росту объемов грузов из США на 6% после спада к 4 июля.

Ближний Восток и Южная Азия пострадали от конфликтов и таможенных ограничений:

Объемы снизились на 3%, а ставки упали на 4%. Объемы из Бангладеш в целом снизились на 4%, но выросли на 4% в направлении США в ожидании введения пошлин с 1 августа. Показатели по Индии и Шри-Ланке также снизились.

Азия–Европа стабильна, несмотря на слабый спрос в США:

Объемы в направлении Азия–Европа остались на уровне +1% неделя к неделе, поддержанные ростом из Южной Кореи (+7%) и Малайзии (+5%).

В то же время ставки из Японии в США упали на 20%, что тянет вниз общую рентабельность маршрутов Азия–США.

Авіаперевезення

Ocean Timeliness Indicator

Время транзита из Китая на западное побережье США немного сократилось, в то время как маршрут из Китая в Северную Европу показал существенное увеличение длительности. Также зафиксирован незначительный рост времени транзита по маршруту из Китая на восточное побережье США.

Данные за неделю до 21 июля 2025 года:

  • Время транзита из Китая на западное побережье США сократилось на 1,5 дня — с 36,5 до 35 дней
  • Время транзита из Китая в Северную Европу увеличилось на 1,8 дня — с 59,8 до 61,6 дней
  • Время транзита из Китая на восточное побережье США выросло на 0,2 дня — с 54 до 54,2 дней.

Что это значит для украинских импортеров

  1. Транзит через ЕС и США может задерживаться, особенно при доставке морем из Китая через PSA, Сингапур, а также порты Германии или Нидерландов.
  2. Тайфуны в Южном Китае могут повлиять на авиаперевозки в июле–августе.
  3. Рост ставок из Азии в Европу означает, что морская доставка в Украину через европейские хабы может подорожать.
  4. Взаимные пошлины США с азиатскими странами могут косвенно повлиять на глобальные цены — особенно на технику, электронику и автотовары.
  5. Если у вас есть грузы через Филиппины, Индонезию или Японию — следите за таможенной динамикой, возможны изменения пошлин или сроков.