UTEC дайджест: тарифы, морские перевозки и авиа | Май 2025 | utec
Поговорим о тарифах
1.1 Разъяснение CBP касательно Section 232
28 апреля Таможенная служба США (CBP) предоставила важное уточнение: производные продукты из стали и алюминия, подпадающие под действие Section 232, полностью исключаются из зеркальных тарифов согласно IEEPA. Для соответствия исключению товар должен:
- подпадать под HTSUS-код, указанный в тарифных распоряжениях Section 232 (сталь/алюминий);
- содержать любое количество стали или алюминия.
До этого момента было неясно, применяются ли зеркальные тарифы к неметаллическим компонентам таких продуктов.
1.2 Товары без металла — все еще под тарифами
30 апреля CBP подтвердило: продукты, охваченные Section 232, но фактически не содержащие стали или алюминия, все равно облагаются зеркальными тарифами согласно IEEPA.
1.3 Исключение "in-transit" — только для морских перевозок
В тот же день CBP уточнило: исключение "в пути" действует исключительно для морских перевозок. Товары, транспортируемые воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом, не подпадают под это исключение. Также, если доставка началась морем, но далее транспортируется другим способом (т.н. транслоадинг) — исключение не применяется.1.4 Указ Трампа о наложении тарифов
29 апреля администрация Трампа подписала указ, регулирующий наложение суммарных пошлин на товары, подпадающие под несколько тарифных мер одновременно. Основные положения:
- Автомобили и автозапчасти (25% согласно Proclamation 10908) не подпадают под Section 232 или IEEPA ("фентаниловые") тарифы.
- Товары из Канады/Мексики, не соответствующие USMCA — под IEEPA, но не Section 232.
- Продукты, содержащие и сталь, и алюминий, подлежат отдельно обоим тарифам Section 232.
- Все эти правила применяются ретроспективно с 4 марта 2025 года.
Прочие пошлины, остающиеся в силе: IEEPA (Китай), Section 301, антидемпинговые, компенсационные.
1.5 Возмещение переплат
Импортеры могут подать запрос на возврат излишне уплаченных пошлин через процедуру Post Entry Correction (CBP).
Морские перевозки — Восточное направление Trans-Pacific (TPEB)
2.1 Емкость и спрос
На 18-й неделе предложенная емкость была на 17% ниже стандартной. Причина — снижение спроса из Китая после Дня освобождения (2 апреля), примерно на -49% по сравнению со средним уровнем предыдущих 4 недель.
2.2 Массовые отмены рейсов
На неделю с 5 мая отменено 29% рейсов. Отменено 10 маршрутов среди трех альянсов:
- Ocean Alliance (CMA CGM, COSCO, Evergreen, OOCL)
- Premier Alliance (ONE, HMM, YML)
- ZIM/MSC
Таблица 1. Отмененные маршруты:
Альянс / Перевозчик | Название сервиса | Период приостановки |
---|---|---|
Ocean Alliance | PRX / CP1 / PCS1 / AAS2 | Недели 17-26 |
Ocean Alliance | SEA3 / PSX | Недели 18-23 |
Ocean Alliance | CPS / AAC2 / HBB / PCN3 | Недели 17-21 |
Ocean Alliance | CBX / ECC3 / AWE7 | Недели 16-24 |
MSC | ORIENT | С 16 недели — бессрочно |
ZIM | ZX2 | С 16 недели — бессрочно |
Premier Alliance | PN4 | С мая — приостановлено |
Premier Alliance | PS5 | С мая — приостановлено |
MSC / ZIM | PELICAN / ZSL | С 19 недели — бессрочно |
MSC / ZIM | EMPIRE / ZNS | С 20 недели — бессрочно |
2.3 Оборудование
Наличие контейнеров стабильное. Дефицитов не зафиксировано.
2.4 Тарифы
С 1 мая введены General Rate Increases (GRIs) — ответ перевозчиков на снижение предложения.
Дальний Восток — Западная Европа (FEWB)
3.1 Вместимость и спрос
Умеренный рост экспорта из Азии из-за сезонного пополнения запасов. Спрос в Европе остается слабым. Избыток мощностей продолжается:
- в апреле — 5–8% blank sailings
- в мае прогноз — 8–10%
3.2 Оборудование
Общая ситуация улучшается, однако сохраняются ограничения в китайских портах.
3.3 Тарифы
Индекс SCFI стабилен 7 недель, но в середине апреля зафиксировано падение -2% неделя к неделе. Прогноз — стабилизация ставок к середине мая.
Трансатлантическое направление — Запад (TAWB)
4.1 Задержки
Задержки из-за перегрузки в портах: Пирей, Генуя, Валенсия, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр. Количество blank sailings снижается.
4.2 Оборудование
Дефицит в регионах: Австрия, Словакия, Швейцария, Венгрия, Южная/Восточная Германия. Рекомендуется carrier haulage.
4.3 Тарифы
Ожидается рост спроса из-за отложенных пошлин США. Введение PSS (Peak Season Surcharge):
- Северная Европа — с 13 мая
- Западное Средиземноморье — с начала или второй недели мая
- Восточное Средиземноморье — также с начала мая
Авиа — Неделя 16 (14-20 апреля)
Основные тенденции
- Глобальный объем: 6% WoW
- Тарифы: 2% WoW
Региональные данные
Азия – США
- Объем: 7% WoW
- Ставки: 8% WoW
- Регионы с положительной динамикой: Вьетнам (+42% YoY), Тайвань (+30%), Таиланд (+24%), Япония (+12%)
Азия – Европа
- Объем: 4% WoW
- Ставки: ~$4/кг (Китай–Европа: $4.23/кг)
- Мощности: +3% YoY, -1.2% WoW
Ocean Timeliness Indicator (OTI)
По состоянию на неделю до 28 апреля:
- Китай → Западное побережье США: стабильно — 33 дня
- Китай → Восточное побережье США: выросло — с 48 до 50 дней
- Китай → Северная Европа: снижение — с 69.5 до 61 дня