Аналитика рынка: Новые таможенные тарифы США и глобальные тенденции морских и авиаперевозок (май 2025)

Таможенная и пограничная служба США (CBP) дала разъяснение относительно права фидерных судов на исключения из взаимных тарифов для транзитных грузов:

15 мая 2025 года CBP уточнила, что товары, перевозимые фидерными судами, не подпадают под исключения из взаимных тарифов в соответствии с IEEPA, даже если груз был загружен до установленной даты.
Чтобы получить право на исключение для транзитных грузов по взаимным тарифам, отправление должно быть загружено на окончательное транспортное средство — то есть на основное океанское судно, следующее в порт назначения в США — до 5 апреля 2025 года.
Чтобы претендовать на базовую ставку взаимной пошлины в 10%, грузы из Китая, Гонконга или Макао должны быть загружены на основное океанское судно до 9 апреля 2025 года.
Даже если отправление формально соответствует условиям транзитного исключения по дате, товары должны прибыть и пройти таможенную очистку до 27 мая 2025 года.
На основании этих разъяснений меньшее количество грузов будет соответствовать условиям исключения. Многие импортеры будут обязаны уплачивать повышенные пошлины — включая ретроспективные начисления в случае изменений в поданных документах.
У импортеров есть возможность подать протест в CBP.

Последние новости по De Minimis и T11:

Поскольку 2 мая 2025 года завершился срок действия правил de minimis для товаров китайского происхождения, записи T11 (неформальные декларации) были изменены и теперь применяются к грузам стоимостью $2,500 или меньше.

Для отправлений, подпадающих под IEEPA или пошлины по Разделу 301, предыдущее ограничение стоимости по T11 составляло $250.

Согласно исполнительному указу, подписанному в прошлый понедельник, малостойкие отправления, направляемые через почтовые службы, подлежат упрощённому декларированию с возможностью выбора между ставкой пошлины 54% или фиксированной оплатой $100, определяемой почтовым перевозчиком.Перевозчики будут собирать пошлины — оплаченные потребителем заранее или при получении — и перечислять их в CBP.

Последние новости по взаимным тарифам:

  • Товары китайского происхождения, ввезённые с 14 мая 2025 года, подпадают под взаимный тариф 10% до 11 августа 2025 года. С 12 августа ставка повысится до 34%.
  • Товары из Великобритании — постоянный взаимный тариф 10%.
  • Товары из других стран — 10% до 9 июля 2025 года.
  • Все товары, указанные в Приложении II к HTS, освобождаются от взаимных тарифов независимо от страны происхождения. С 16 апреля 2025 года полупроводниковая продукция также исключена из этих тарифов.

Морские перевозки

Транстихоокеанское восточное направление (TPEB)

Рост спроса:
Спрос на направлении TPEB значительно увеличивается и, по прогнозам, продолжит расти во втором квартале из-за временного снижения пошлин США на товары китайского происхождения и приближения традиционного пикового сезона. В связи с этим судовые мощности быстро бронируются. Отправителям рекомендуется бронировать минимум за 4 недели и использовать премиум-опции, если доставка срочная. 

Увеличение вместимости и возобновление сервисов:
Перевозчики возвращают мощности, начиная с конца мая. Ожидается дальнейшее увеличение в июне.

На текущей 21-й неделе вместимость TPEB на 10% ниже стандартной, что на 13% лучше, чем на 19-й неделе.

Ожидается дальнейшее улучшение: на следующей неделе — только на 8% ниже нормы.
Отмены рейсов на этой неделе составили 25%. На 26-й неделе (с 26 мая) ожидается снижение отмен до 13% — самый низкий показатель с конца марта.

Предполагается, что уровень отмен удержится около 15% в первую неделю июня.

Шесть ранее приостановленных сервисов планируется восстановить, некоторые — уже с 22-й недели. См. обновлённую таблицу ниже.

Приостановленные транстихоокеанские восточные сервисы
(обновлено 21 мая 2025 года)

Дополнительная аналитика

Транстихоокеанское восточное направление (TPEB)

Мощности:
Перевозчики могут продолжать удерживать часть вместимости в резерве в зависимости от того, как быстро восстановится спрос.
Также рассматривается запуск дополнительных рейсов, в основном в порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич (LA/LGB).
Несмотря на эти меры, доступных мест на судах по направлению TPEB может оказаться недостаточно для удовлетворения ожидаемого спроса.

Оборудование:
Наличие контейнеров на данный момент достаточное. Дефицит оборудования не является срочной проблемой, но ситуация остаётся динамичной и требует постоянного мониторинга.

Фрахтовые ставки:
С учётом общего повышения ставок (GRI) 15 мая и анонсированного GRI на $3000 с 1 июня ожидается рост спотовых ставок — особенно на рынке с «плавающими» ценами.
Из-за увеличения объёмов бронирований и нехватки вместимости уже введены надбавки за пик сезона (PSS) на фиксированном рынке. Их внедрение началось в середине мая и усилится с 1 июня.

Дальневосточное западное направление (FEWB)

Мощности и спрос:
Premier Alliance вводит более мелкие суда с конца мая до начала июня, однако общий уровень мощностей остаётся стабильным на уровне 310–320 тыс. TEU в неделю до конца мая.
На 25-й неделе объём мощностей снизится до 265 тыс. TEU — снижение примерно на 17%, что повлияет на отгрузки с предполагаемыми датами выхода (ETD) с 9 июня (Шанхай/Нинбо/Циндао) по 16 июня (Янтянь/Юго-Восточная Азия).
Загрузка портов в Восточной Азии — особенно в Шанхае и Нинбо — приводит к значительным задержкам судов.

Объёмы грузов:
Объёмы грузов продолжают стабильно восстанавливаться, однако явного начала пикового сезона пока не наблюдается.
На 19-й неделе объём контейнеров в портах отгрузки Китая составил 6,201 млн TEU — снижение на 5,76% по сравнению с предыдущей неделей.
Последние торговые меры между США и Китаем в основном влияют на предложение в направлении FEWB, с минимальным воздействием на спрос.
Спрос в европейском направлении следует типичной сезонной динамике — объёмы постепенно растут с апреля по август. Начало пикового сезона будет зависеть от предсвятого накопления товаров в Европе, которое обычно происходит в июле–августе.

Оборудование:
Из-за резкого роста потока по транстихоокеанскому направлению в конце мая возможны трудности с наличием контейнеров, что потенциально может повлиять на торговлю FEWB. Дефицит оборудования может вынудить перевозчиков ограничить доступ к мощностям на этом направлении.

Фрахтовые ставки:
Ожидается возвращение ставок FEWB к более устойчивому уровню. После всплеска активности на Тихоокеанском направлении рост ставок на FEWB замедлился, и рынок начинает стабилизироваться.
По текущим котировкам на 40-футовые контейнеры на начало июня, Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) должен существенно вырасти к концу мая.
Однако из-за высокой запланированной вместимости в первой половине июня остаётся неясным, будет ли GRI полностью реализован.