Тарифные изменения 2025: США, Великобритания, Китай и влияние на логистику Украины

Заключено стратегическое торговое соглашение между США и Великобританией

Согласно официальному заявлению президента Трампа, Соединённые Штаты и Великобритания достигли исторической договорённости по вопросам торговли. Это стало первым серьёзным прорывом в двусторонних экономических отношениях после введения новой комплексной тарифной политики США в начале текущего года.

Это соглашение, результат интенсивных переговоров между торговыми представителями двух стран, направлено на укрепление экономического партнёрства между двумя ведущими мировыми экономиками. В соответствии с достигнутыми договорённостями:

▪️ Предусмотрено значительное снижение американских тарифов на импорт британских автомобилей, стали и алюминия, что должно способствовать восстановлению традиционных торговых потоков между странами.
▪️ Великобритания, в свою очередь, согласилась на серьёзную либерализацию доступа американской продукции на свой рынок — в частности, для говядины, этанолового топлива и широкого спектра промышленного оборудования.
▪️ При этом сохраняется базовая тарифная ставка 10% на импорт британских товаров, что обеспечивает определённый уровень защиты внутреннего рынка США.
▪️ Для поддержки британского автопрома установлена специальная преференциальная квота: для первых 100 000 единиц в год будет действовать сниженная ставка 10% вместо текущих 27.5%.
▪️ Особенно важный пункт — полная отмена пошлин на импорт британской стали и алюминия (с текущих 25%), что должно существенно повысить конкурентоспособность британских металлургических компаний на американском рынке.

На данный момент профильные эксперты и технические специалисты обеих стран активно разрабатывают механизмы реализации соглашения для его эффективного внедрения.

Новые правила таможенного оформления импорта из Китая и Гонконга

С 2 мая США кардинально изменили таможенную политику — отменён режим de minimis, который долгое время позволял беспошлинно ввозить посылки стоимостью до $800.

Теперь все отправления из Китая и Гонконга облагаются значительно более высокими налогами:

▪️ Для курьерских отправлений установлена базовая ставка 145% + товарные тарифы в зависимости от категории продукции
▪️ Для почтовых отправлений действует комбинированная система налогообложения: 120% от стоимости или фиксированный сбор $100 за посылку (с 1 июня — $200)

В рамках общей стратегии ужесточения импорта планируется поэтапное расширение этих ограничений на другие страны после внедрения систем мониторинга и контроля.

Возобновление диалога между США и Китаем

С 9 по 12 мая в Швейцарии состоится долгожданная встреча высокого уровня между представителями США (министр финансов Скотт Бессент и торговый представитель Джемисон Грир) и китайской делегацией во главе с вице-премьером КНР Хэ Лифэнем.

Это первые прямые переговоры после обострения торговых конфликтов в марте. По словам министра Бессента, «всеобъемлющее соглашение маловероятно, но снижение напряжённости — приоритет, необходимый для конструктивного диалога».

Новые тарифные инициативы США

4 мая президент Трамп через свою платформу Truth Social объявил о введении беспрецедентной пошлины в 100% на всю иностранную кинопродукцию — от фильмов, частично снятых за рубежом, до независимых проектов и стримингового контента различных форматов.

На следующий день, 5 мая, он подтвердил намерение ввести в ближайшие две недели комплекс новых защитных тарифов на импорт фармацевтической продукции, а также подписал расширенный указ о создании системы стимулов для развития национального производства лекарств.

Обзор морских перевозок: текущая ситуация и тенденции

Восточный транстихоокеанский маршрут (TPEB):

  • Зафиксировано сокращение доступных мощностей на 16% в 18–19 неделях. Это связано с падением рыночного спроса, ростом количества пустых рейсов
  • С 17-й недели наблюдаются признаки стабилизации спроса из Китая, а Юго-Восточная Азия остаётся стабильной
  • На неделе с 12 мая ожидается краткосрочное улучшение (меньше пустых рейсов), но с 19 мая прогнозируется рост отмен до 23%.

Приостановлены 10 ключевых сервисов, включая маршруты Ocean Alliance, Premier Alliance и совместные ZIM/MSC (полный список в таблице):

Контейнерное оборудование:

  • Нехватки нет
  • Инфраструктура стабильна
  • Поставки — бесперебойные

Фрахтовые ставки:

По данным операторов, выполнены ранее запланированные изменения.

Направление Дальний Восток — Западная Европа (FEWB)

  • Импорт в Северную Европу снизился на 2,4% в Q1 2025 (по Alphaliner)
  • Спрос низкий из-за инфляции (3,1% год к году в еврозоне)
  • Прогноз отмен рейсов в мае — 12–15%
  • Задержки в портах Роттердама и Гамбурга — 5–7 дней.

Динамика фрахтовых ставок:

SCFI снизился на 24% (с $1,582 до $1,200 за 19 недель)
MSC и CMA внедряют обновлённые тарифные планы FAK для стабилизации цен.

Трансатлантические перевозки (Запад)

  • Перегрузка портов: Пирей, Генуя, Валенсия, Гамбург, Бремерхафен, Роттердам, Антверпен
  • Недостаток оборудования в ЦЕНТРальной Европе
  • PSS (сезонная надбавка) перенесена:
    — Северная Европа: до начала июня
    — Западное Средиземноморье: до конца июня.

Торговые отношения между Индийским субконтинентом и Северной Америкой

Анализ транспортных мощностей:
Согласно результатам мониторинга, рынок демонстрирует признаки стабилизации после спада в апреле. Ожидается рост активности в связи с предстоящими изменениями тарифной политики.

Техническое обеспечение:
Текущая ситуация с контейнерным оборудованием остаётся удовлетворительной, однако геополитическая напряжённость между Индией и Пакистаном может повлиять на региональную доступность.

Динамика тарифов:
Прогнозируется плановое корректирование фрахтовых ставок во второй половине мая в связи с ростом спроса.

Обзор авиационных перевозок


Аналитические данные за период 21–27 апреля 2025 года

Зафиксирован рост грузооборота на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, главным образом за счёт активности азиатского направления (+10%). Американские компании осуществили превентивный импорт в преддверии изменений в регулировании с 2 мая.

Несмотря на положительную динамику в годовом выражении, наблюдается снижение объёмов в европейском регионе за квартал (–10%) и в регионе MESA (–12%). Исключение — регион Центральной и Южной Америки, где зафиксирован прирост на 16% благодаря экспорту цветочной продукции.

Тарифные ставки остаются стабильными на уровне $2.43/кг. На маршруте Китай–США зафиксирована коррекция: с $5.63 до $4.18/кг в течение двух недель после нормализации грузопотока.

Аналитики прогнозируют рост волатильности рынка после 2 мая, что будет сопровождаться снижением объёмов, возможной реконфигурацией маршрутной сети и колебаниями тарифных ставок.

Мониторинг своевременности морских перевозок

(OTI)Актуальные данные по состоянию на 05.05.2025

  • Маршрут Китай — Западное побережье США: увеличение на 1 день, общий транзитный срок — 34,5 суток
  • Маршрут Китай — Восточное побережье США: увеличение на 1,5 дня, общий транзитный срок — 51,5 суток
  • Маршрут Китай — Северная Европа: сокращение на 0,5 дня, общий транзитный срок — 61,5 суток.

Китай — Украина

Морские перевозки (через Европу):

  • В связи со снижением спроса в Европе (направление FEWB) и волатильностью ставок, логистические маршруты из Китая в Украину через европейские порты (Гданьск, Гамбург, Констанца, Варна) характеризуются повышенной сложностью дальнейшего автотранспортного соединения.

  • Европейские порты демонстрируют нестабильную операционную активность по разным причинам. В ключевых хабах, таких как Роттердам и Гамбург, фиксируются задержки от 5 до 7 дней, что существенно влияет на эффективность цепочки поставок «Китай — порт — Украина».

  • Для украинских импортёров ситуация осложняется тремя ключевыми факторами: валютными колебаниями, ростом тарифов и дефицитом автотранспорта на рынке.

  • Учитывая снижение индекса SCFI на 24% от максимальных значений и наличие свободных мощностей в Китае, текущий период является благоприятным для организации морских поставок — при условии запаса времени на транзит и доступности автомобилей.

Железнодорожные перевозки (Трансъевразийский маршрут):

  • Железнодорожное сообщение между Китаем и Европой продолжает функционировать через территорию Казахстана, России и Беларуси, однако украинские компании в основном избегают этих маршрутов по соображениям безопасности.

  • Альтернативные направления через страны Центральной Азии отличаются более высокой стоимостью и продолжительностью, но обеспечивают доступ к черноморским портам и Кавказскому региону.

  • Транскаспийский маршрут через Казахстан, Азербайджан и Грузию до портов Чёрного моря остаётся доступной альтернативой, с учётом специфики таможенного оформления.

Автомобильные и мультимодальные перевозки:

  • Автоперевозки из логистических центров Европы в Украину пользуются устойчивым спросом, особенно из терминалов в Польше, Румынии и Словакии. Однако необходимо учитывать волатильность цен на топливо, ограниченную доступность транспорта и потенциальные задержки на границах.

  • Мультимодальные перевозки, сочетающие морской транспорт до Европы и последующий автотранзит в Украину, остаются оптимальным решением — при условии надёжного перевозчика и чётко организованного таможенного оформления.

Выводы и рекомендации:

  • На основании актуальных данных наблюдается устойчивая положительная динамика стоимости доставки по маршруту Китай–Европа, что создаёт благоприятные условия для оптимизации логистических затрат.

  • Транзитное сообщение с Украиной по-прежнему сопровождается определёнными операционными и безопасностными рисками из-за региональной нестабильности и геополитических факторов. Тарифная политика отличается высокой волатильностью и непредсказуемостью, что требует особенно взвешенного и комплексного подхода к планированию перевозок и формированию резервных маршрутов.

  • Для обеспечения надёжности поставок рекомендуется тщательно анализировать и обоснованно расставлять приоритеты по срокам транспортировки, общей стоимости логистических услуг и надёжности перевозчиков при выборе оптимального маршрута доставки через европейские порты. Особое внимание следует уделять возможностям диверсификации маршрутов и формированию гибких логистических решений.