Логистический дайджест: пик сезона, рост ставок, заторы в портах | utec

Логистический дайджест: пик сезона, рост ставок, заторы в портах

 

Тарифы

Президент Трамп объявил о торговом соглашении с Китаем

11 июня президент Трамп заявил в Truth Social, что США и Китай достигли торгового соглашения, которое ожидает окончательного утверждения им самим и председателем Си. Это заявление последовало за двухдневными торговыми переговорами между представителями США и Китая в Лондоне. Соглашение предусматривает:

  • Общую тарифную ставку 55% на китайские товары, импортируемые в США (включает 10% базового взаимного тарифа по IEEPA, 20% тариф «фентанил» по IEEPA и 25% тариф, охватывающий сборы, введённые в первый срок президентства Трампа)
  • Общую тарифную ставку 10% на американские товары, импортируемые в Китай
  • Упрощённую процедуру импорта редкоземельных металлов из Китая в США
  • Возвращение китайским гражданам доступа к колледжам и университетам США.

Апелляционный суд США оставил тарифы IEEPA в силе на период дальнейшего рассмотрения

10 июня Апелляционный суд США по делам Федерального округа принял долгосрочное решение о приостановке отмены тарифов IEEPA президента Трампа, разрешив им оставаться в силе на период рассмотрения дела.

Это решение последовало за временной приостановкой, выданной 29 мая — менее чем через сутки после того, как Суд международной торговли (CIT) признал недействительными четыре исполнительных указа Трампа, введших тарифы по IEEPA.

Обе стороны готовятся к устным слушаниям, которые состоятся в апелляционном суде 31 июля 2025 года.

Последние новости по взаимным тарифам

11 июня министр финансов США Скотт Бессент заявил, что «очень вероятно», что срок действия 90-дневной паузы на взаимные тарифы, заканчивающийся 9 июля, будет продлён для «ключевых торговых партнёров США», участвующих в переговорах «с добрыми намерениями».

Также, вероятно, будет вновь отложено введение предложенной президентом Трампом 50% пошлины на товары из ЕС — на данный момент её действие отсрочено до 9 июля.

Китайские товары, ввезённые с 14 мая 2025 года, облагаются 10% взаимным тарифом до 11 августа 2025 года. После этой даты ставка может вырасти до 55% согласно заявленному торговому соглашению. Однако детали соглашения — в частности, точный график внедрения — остаются неясными. Само соглашение также ещё не утверждено ни президентом Трампом, ни председателем Си.

Ожидается, что взаимный тариф на товары из Великобритании останется на уровне 10% согласно ранее объявленному соглашению.

Товары из других стран в настоящее время облагаются 10% тарифом до 9 июля 2025 года. Если до этой даты США не заключат торговые соглашения с этими странами, снова вступят в силу ставки пошлин на основе страны происхождения.

Любой код из Приложения II освобождается от взаимных тарифов независимо от страны происхождения. С 16 апреля 2025 года полупроводниковая продукция также исключена из действия взаимных тарифов.

Море

TRANS-PACIFIC EASTBOUND (TPEB)

Спрос и рыночная динамика

Спрос на перевозки по направлению TPEB остаётся высоким из-за таких факторов, как возможные изменения тарифов (например, окончание временного торгового соглашения между США и Китаем в августе, а также завершение 90-дневной паузы по взаимным тарифам с 9 июля), а также приближение ежегодного пикового сезона. В то же время с начала июня фиксируется снижение количества новых бронирований, что указывает на некоторое ослабление спроса.

Прогноз мощностей

  • Продолжается восстановление и открытие новых мощностей через различные транспортные хабы.
  • Порты Pacific Southwest (PSW) демонстрируют увеличение доступных мощностей благодаря вводу дополнительных судов.
  • В портах Pacific Northwest (PNW) наблюдается некоторое ослабление ситуации и наличие свободного пространства.
  • Восточное побережье и регион Мексиканского залива остаются более стабильными из-за меньшего увеличения мощностей по сравнению с Западом. Один дополнительный рейс уже запущен на Восточное побережье, ещё один возобновится с 28-й недели.
  • На текущей неделе (24-я неделя) доступная мощность по TPEB ниже стандартной на 5% (на 5% выше, чем на прошлой неделе), а на следующей неделе (25-я) ожидается превышение нормы на 4%.
  • В целом до конца июня уровень доступных мощностей будет колебаться в пределах 74–83%. В июле прогнозируется дальнейший рост — примерно до 90%.

Отмена рейсов (Blank Sailings)

Количество отменённых рейсов продолжает снижаться. На этой неделе уровень отмен составил 9% (по сравнению с 34% в начале мая). Во второй половине июня прогнозируется дальнейшее снижение — до 5% на 26-й неделе, что станет самым низким показателем с конца марта.

Оборудование

Наличие оборудования на направлении TPEB в целом остаётся достаточным.
Дефицит контейнеров пока не является острой проблемой, однако ситуация остаётся динамичной.

Фрахтовые ставки

Ставки на Западное побережье быстро снижаются и продолжат это до конца июня.
Ставки на Восточном побережье и в регионе Мексиканского залива более стабильны из-за меньшего прироста мощностей.

Общее повышение ставок (GRI), запланированное на 15 июня, полностью отменено для направления Западного побережья. Для Восточного побережья и залива GRI остаётся актуальным — ожидается подтверждение от перевозчиков.

Надбавка за пиковый сезон (PSS) на 15 июня была продлена до конца месяца — подтверждено несколькими перевозчиками.

FAR EAST WESTBOUND (FEWB)

Мощности и спрос

Заполняемость судов перевозчиков остаётся чрезвычайно высокой — большинство ближайших рейсов уже полностью забронированы.

Перевозчики рекомендуют бронировать как минимум за три недели вперёд, чтобы обеспечить себе и место, и оборудование.

Сокращение размеров судов и запланированные отмены рейсов в середине июня способствуют текущему ограничению мощностей. Кроме того, задержки судов дополнительно влияют на своевременность отправок.

Фрахтовые ставки

Индекс контейнерных перевозок Шанхая (SCFI) по маршруту FEWB вырос на 44% за последние четыре недели. Несмотря на введение GRI в начале июня, спрос продолжает расти, что заставляет перевозчиков удерживать высокие ставки и планировать дальнейшие повышения.

Перевозчики уже объявили о GRI на вторую половину июня — рынок ориентируется на ставки выше $3000 за 40-футовый контейнер (FEU).

Постоянные задержки судов, отмены рейсов и нехватка оборудования привели к переносу грузов, что поддерживает рост ставок.

Также увеличилось количество запросов от клиентов по экспортным планам на июль, что указывает на сохраняющееся напряжение на рынке и рост объёмов бронирований. В краткосрочной перспективе ставки, вероятно, будут расти.

Экспедиторам настоятельно рекомендуется как можно раньше финализировать экспортные планы. Задержки с бронированием могут привести к отсрочке отгрузки и дополнительным расходам.

Также рекомендуется заранее организовывать вывоз контейнеров и тщательно контролировать перевозки на каждом этапе, чтобы избежать сбоев и потери мест.

TRANS-ATLANTIC WESTBOUND (TAWB)

Мощности и спрос

Загруженность остаётся высокой в европейских портах. Порты Северной Европы по-прежнему сталкиваются с задержками и длительным ожиданием.

В Средиземноморье ситуация с перегрузкой не улучшилась — время ожидания в портах Греции, Испании и Северной Италии остаётся неизменным.

Оборудование

Европейские порты на данный момент не сталкиваются с серьёзной нехваткой оборудования.
Небольшой дефицит наблюдается в портах Скан-Балтики (Швеция, Литва, Эстония, Финляндия, Норвегия), порту Мерсин на юге Турции, а также в Лиссабоне и Лейшойнш (Португалия).

Нехватка оборудования сохраняется в некоторых частях Центральной Европы — особенно в Австрии, Словакии, Швейцарии, Венгрии и Южной/Восточной Германии. Для этих направлений рекомендуется использовать перевозку с привлечением транспорта перевозчика (carrier haulage).

Фрахтовые ставки

Северная Европа: Перевозчики откладывают введение надбавок за пиковый сезон (PSS) до июля.

Западное Средиземноморье: Один перевозчик пытается внедрить PSS в последнюю неделю июня, остальные откладывают на июль.

Восточное Средиземноморье: Перевозчики ещё дальше откладывают введение PSS — некоторые до июля, другие до дальнейшего уведомления.

INDIAN SUBCONTINENT TO NORTH AMERICA

Мощности и спрос

Мощности на Западное побережье США ограничены из-за того, что прямые сервисы также заходят в китайские и вьетнамские порты, а также в связи с ростом бронирований из этих регионов (Китай и Вьетнам).

На Восточное побережье США доступно больше мощностей благодаря многочисленным прямым маршрутам, обслуживающим именно индийские порты отгрузки. Перевозчики сообщают о полной загрузке судов на этих направлениях. В июне наблюдаются отмены нескольких рейсов из северо-западной Индии на Восточное побережье США, что дополнительно ограничивает доступные мощности.

Фрахтовые ставки

Для грузов с Индийского субконтинента на Западное побережье США объявлены GRI и PSS на вторую половину июня из-за увеличения бронирований из Китая и Вьетнама.

Для грузов на Восточное побережье США GRI и PSS были введены в первой половине июня. Однако эти ставки могут снизиться, так как объём бронирований существенно не увеличился.
Экспорт из Пакистана растёт благодаря запуску новых фидерных сервисов, что связано с напряжённостью в отношениях между Индией и Пакистаном.

Авиа

НЕДЕЛЯ 22: 26 МАЯ – 1 ИЮНЯ 2025

Восстановление объёмов несмотря на волатильность

В мае глобальные объёмы авиаперевозок выросли на +4% по сравнению с предыдущим месяцем (MoM) и на +4% по сравнению с маем прошлого года (YoY), компенсировав снижение на -7% в апреле.

Восстановление было вызвано ослаблением тарифной напряжённости между США и Китаем в середине мая, что оживило спрос на транстихоокеанском направлении после слабого начала месяца.

Региональный рост объёмов

По сравнению с маем прошлого года, наибольший рост зафиксирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+7%), Европе (+4%) и Центральной/Южной Америке (+3%).
Северная Америка (+1%) и Африка (+2%) показали более скромные приросты, тогда как Ближний Восток и Южная Азия (MESA) остались без изменений.

Тарифы под давлением

Средние мировые ставки на авиагруз в мае снизились на -4% по сравнению с апрелем и на -3% в годовом выражении.
Наибольшее годовое снижение зафиксировано в регионе MESA (-14%). Африка — единственный регион без падения ставок.

Снижение объёмов в праздничную неделю и движение ставок

На 22 неделе (26 мая – 1 июня) мировые объёмы снизились на -8% по сравнению с предыдущей неделей, особенно в Северной Америке (-13%) и Европе (-11%) из-за праздничных дней.
В то же время, средние спотовые ставки из Азиатско-Тихоокеанского региона выросли на +4% по сравнению с предыдущей неделей до 3,68 дол./кг, а направление Гонконг – США выросло на +9% до 4,76 дол./кг.
Несмотря на недельный рост, объёмы между Китаем/Гонконгом и США остаются на -8% ниже уровня прошлого года.

Ocean Timeliness Indicator

На этой неделе индикатор своевременности морских перевозок (OTI) для маршрутов из Китая в США и Европу показал смешанную динамику.

Неделя до 9 июня 2025 года

  • OTI для маршрута Китай – Западное побережье США снизился на один пункт: с 32,5 до 31,5 дней.
  • Для маршрута Китай – Северная Европа зафиксировано значительное увеличение: с 60 до 64 дней.
  • Индикатор для маршрута Китай – Восточное побережье США немного вырос: с 58,5 до 60 дней.