Новые пошлины до 40%, отмена PSS и очереди в портах: обновления, которые стоит учитывать бизнесу | utec

Логистический дайджест: обновления, которые стоит учитывать бизнесу уже сейчас

Тренды, за которыми стоит следить

Обновление по пошлинам IEEPA:

Мексика и Канада подпадают под действие пошлин IEEPA в размере 25%, со сниженной ставкой 10% на энергоносители, минералы и удобрения — при условии, что эти товары не заявлены в рамках USMCA.

Китай и Гонконг остаются объектами 20% пошлины IEEPA без каких-либо исключений.

Пошлины в соответствии с разделом 232 на автомобили и отдельные запчасти:

Пошлина в 25% применяется к готовым транспортным средствам и отдельным запчастям. Исключения предусмотрены для товаров происхождением из стран-участниц USMCA, а также для некоторых запчастей, не относящихся к легковым авто или пикапам.

Обновление по De Minimis:

Сенат США утвердил «Большой прекрасный законопроект» во вторник, 1 июля. Теперь он передан в Палату представителей, а затем — на подпись Президенту. Лидеры Республиканской партии стремятся, чтобы закон оказался на столе в Белом доме к 4 июля.
Законопроект предусматривает полную отмену правила de minimis для всех коммерческих грузов из любых стран, начиная с июля 2027 года.

Последние новости о взаимных тарифах:

Два суда признали взаимные тарифы недействительными, однако апелляционные процессы продолжаются, и пошлины продолжают взиматься.

Остаётся всего неделя до окончания 90-дневной паузы, объявленной Президентом Трампом, которая истекает 9 июля. Администрация, похоже, готова подойти к этой дате с лишь ограниченным количеством окончательно заключённых торговых соглашений.
На выходных Президент Трамп намекнул, что, вероятно, не продлит паузу, но оставил такую возможность открытой, заявив: «Я могу, ничего страшного».

Изначально администрация планировала заключить «90 сделок за 90 дней», однако сейчас ожидается лишь около 10–12 ключевых соглашений к Дню труда. Для других стран Президент Трамп заявил, что может просто «отправить письма» с указанием тарифных ставок, которые могут колебаться от 10% до 50%.

Канада отменила свой цифровой налог, чтобы возобновить переговоры; по сообщениям, ЕС согласился на 10% пошлину на многие экспортные товары в обмен на отраслевые исключения.

2 июля Президент Трамп объявил в Truth Social о торговом соглашении с Вьетнамом, которое предусматривает:

  • 20% пошлина на товары, происходящие из Вьетнама
  • 40% пошлина на товары, прошедшие транзитом через другие страны в США
  • 0% пошлина на американские товары, экспортируемые во Вьетнам.

Взаимная пошлина в размере 10% на товары китайского происхождения действует до 11 августа. Если к этому времени не будет заключено официальное соглашение, ставка вновь повысится до 34%.

Товары, указанные в Приложении II, а также все полупроводниковые изделия остаются освобождёнными от пошлин.

Морские перевозки

Тихоокеанский маршрут (с Востока на Запад) — TPEB

Пропускная способность и спрос:

  • Спрос в июле прогнозируется стабильным, без значительного роста объёмов. Это может указывать на некоторое ослабление по сравнению с пиковыми неделями конца второго квартала, частично вызванными временным снижением пошлин в США на китайские товары и спешкой отправителей с размещением заказов.
  • Загруженность судов составляет в среднем 84–91%, что говорит о избыточной мощности по сравнению со спросом. Этот избыток, вероятно, оказывает давление на плавающие ставки, особенно на Западном побережье США.
  • Случаи отмены рейсов по-прежнему носят хаотичный характер — отсутствуют системные сокращения или массовые приостановки сервисов, что свидетельствует о гибком управлении мощностями со стороны перевозчиков.

Оборудование:

В большинстве точек происхождения TPEB оборудование доступно в достаточном количестве, дефицит не зафиксирован. Это ещё раз подтверждает, что рынок в целом имеет сбалансированное или избыточное предложение оборудования.

Ставки фрахта:

Плавающие ставки на Западное побережье США продолжают снижаться и уже сравнялись или даже опустились ниже фиксированных контрактов.

Полная отмена сезонной надбавки (Peak Season Surcharge, PSS) с 1 июля для Западного побережья является важным индикатором этой тенденции.

Ставки на Восточном побережье и в регионе Мексиканского залива остаются выше фиксированных контрактов, хотя также демонстрируют тенденцию к снижению. PSS для Восточного побережья сокращён, но всё ещё действует.

Дальний Восток — Западная Европа (FEWB)

Пропускная способность и спрос:

Средненедельная мощность в июле выросла до 293 700 TEU, что на 11% больше по сравнению с июнем. Это свидетельствует о дальнейшем наращивании объёмов в пиковый сезон.

Однако на еженедельном уровне наблюдаются колебания: недели 27, 29 и 31 — более 320 000 TEU, тогда как неделя 28 — чуть более 220 000 TEU, вероятно, для накопления спроса во второй половине июля. Аналогично, на неделе 30 — всего 270 000 TEU.

Такая неравномерная загрузка привела к росту количества перенесённых отправок (rollovers) и нехватке оборудования с начала июля.

Спрос:

Спрос продолжает уверенно расти, а объёмы на направлении FEWB соответствуют типичной сезонной динамике. Исторически с апреля по август объёмы отгрузок последовательно увеличиваются, при этом пик сезона приходится на подготовку к праздникам в Европе в июле–августе.

В 2025 году экспортная стоимость в Европу с марта стабильно превышает аналогичные показатели прошлого года, что свидетельствует об устойчивом спросе на европейских маршрутах.

Относительно низкие ставки фрахта в этом году объясняются скорее избытком мощностей, чем нехваткой спроса.

Ставки фрахта:

Если смотреть вперёд, большинство перевозчиков не пошли на значительные уступки по поводу общего повышения ставок (GRI) в июле. В первой половине июля средняя ставка на 40-футовые контейнеры оставалась стабильной на повышенном уровне, без резких снижений.

Загруженность судов остаётся высокой — места бронируются за 2–3 недели вперёд. Эта стабильность укрепляет уверенность перевозчиков в сохранении высоких ставок в будущем.

Западноатлантическое направление (TAWB)

Пропускная способность и спрос:

  • PSA Антверпен остаётся перегруженным, ситуацию осложнил забастовочный день в Бельгии 25 июня.
  • В Гамбурге продолжаются железнодорожные работы и действуют летние ограничения на грузовики.
  • Задержки сохраняются в ключевых североевропейских портах (Антверпен, Роттердам, Гамбург, Бремерхафен) и средиземноморских портах (Пирей, Валенсия, Генуя).
  • Спрос умеренный, но стабильный, особенно высокие объёмы отгрузок из Германии, стран Бенилюкса и Испании.

Оборудование:

Продолжается дефицит контейнеров и шасси в Австрии, Словакии, Венгрии и Восточной Германии; перевозчики рекомендуют использовать доставку на условиях перевозчика.
Неравномерное распределение оборудования, в основном 40-футовых контейнеров, также зафиксировано в Лиссабоне, Лейшойнше и Мерсине.

Ставки фрахта:

  • Перевозчики из Северной Европы воздерживаются от введения сезонной надбавки (PSS) в июле, чтобы сохранить объёмы.
  • Западносредиземноморские перевозчики продлили текущие ставки на июль и сентябрь, хотя CMA продолжает стремиться к повышению ставок в июле.
  • Перевозчики из Восточного Средиземноморья отложили введение PSS в июле.

Индийский субконтинент — Северная Америка

Пропускная способность и спрос:

Мощности на Восточное побережье США увеличиваются в связи с началом традиционного пикового сезона ISC.

Мощности на Западное побережье США вновь стали доступны благодаря резкому увеличению общей пропускной способности на маршруте TPEB и расширению сервисов, позволяющих грузоотправителям из ISC направлять грузы на Западное побережье США.

Ставки фрахта:

  • Для грузов, направляющихся на Восточное побережье США, объявлено об общем повышении ставок (GRI) и введении PSS в первую половину июля в связи с пиковым сезоном ISC.
  • Однако эти повышения не удержались на рынке, вероятно, из-за отсутствия достаточного спроса, особенно на фоне недавнего возврата мощностей на направлении ISC–USEC.
  • Для грузов из Индийского субконтинента на Западное побережье США GRI также не удержался, а PSS начал снижаться в соответствии с общей динамикой на маршрутах TPEB.
  • Экспорт из Пакистана продолжает сталкиваться с высокими затратами и удлинёнными сроками транзита из-за необходимости дополнительных фидерных сервисов. Эти сложности обусловлены продолжающимся конфликтом между Индией и Пакистаном.

Авиаперевозки

25-я неделя: 16–22 июня 2025 года

  • Тоннаж из Ближнего Востока и Южной Азии (MESA) вырос на 10% WoW: после совокупного падения на 15% в первые две недели июня объёмы из региона резко выросли на 25-й неделе. Особенно заметное восстановление из Пакистана (+32%), Бангладеш (+18%) и Леванта (+14%).
  • Объёмы из MESA в Европу выросли на 17% WoW: заметный рост также на внутренних маршрутах MESA (+12%) и в Азиатско-Тихоокеанский регион (+11%). Основные страны-источники показали прирост: Индия (+7%), ОАЭ (+10%), Израиль (+12%) и Саудовская Аравия (+40%).
  • Глобальные объёмы выросли на 2% WoW, на 5% в годовом сравнении: общий объём авиагрузов увеличился, в основном благодаря регионам MESA (+10%), Европе (+5%) и Африке (+4%). Средние глобальные ставки выросли на 1% WoW до $2,43/кг, но остаются на 1% ниже по сравнению с прошлым годом; спотовые ставки из MESA остались без изменений за неделю, но на 26% ниже в годовом сравнении.

Снижение нарушений в авиасообщении: частичная нормализация воздушного пространства Ближнего Востока (Катар, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт) после прекращения огня между Израилем и Ираном способствует восстановлению. Полная стабилизация полётов ожидается с июля.

Ocean Timeliness Indicator

На этой неделе индекс OTI вырос на маршруте из Китая на Западное побережье США, но снизился на направлениях из Китая в Северную Европу и на Восточное побережье США.

Данные за неделю, закончившуюся 30 июня 2025 года:

  • Время транзита из Китая на Западное побережье США увеличилось на 1 день — с 34,8 до 35,8 дней
  • Маршрут Китай — Северная Европа также показал рост на 2,3 дня — с 60,6 до 62,9 дней
  • Время транзита на Восточное побережье США существенно сократилось на 11,5 дней — с 54,5 до 43,0 дней.