Мировая логистика под давлением: тарифные войны, пик сезона и перегретые маршруты
Тренды, за которыми стоит следить
Торговые войны
На прошлой неделе президент Трамп объявил о запланированных взаимных пошлинах для ещё трёх торговых партнёров: Канады (35%), Европейского союза (30%) и Мексики (30%).
На данный момент неизвестно, будут ли импортные товары, подпадающие под действие Соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA), освобождены от новых пошлин.
На сегодняшний день президент Трамп опубликовал письма с деталями предложенных пошлин для более чем двух десятков торговых партнёров. Ожидается, что все они вступят в силу 1 августа, если будут подтверждены указом или уведомлением в Федеральном реестре. Полный список ставок доступен в нашем live-блоге.
В письмах указано: если какая-либо из стран увеличит пошлины на американские товары, США повысит ответную пошлину на такую же величину.
Также указано, что любые товары, которые транспортируются транзитом с целью избежать более высокой пошлины, будут облагаться этой повышенной ставкой.
С учётом продлённой паузы во введении специфических пошлин для стран, все торговые партнёры США останутся под действующими взаимными пошлинами до 1 августа — за исключением Китая, для которого 10% ставка истекает 12 августа.
Соглашение между США и Индонезией
15 июля США и Индонезия объявили о торговом соглашении, предусматривающем 19% взаимную пошлину на индонезийские товары, импортируемые в США. Эта новость отменила предыдущую заявленную Трампом ставку в 32% для Индонезии, опубликованную неделей ранее в Truth Social.
ЕС откладывает ответные пошлины на США
Вскоре после заявления Трампа о намерении ввести 30% взаимную пошлину на товары из ЕС, 14 июля Европейский союз объявил об отсрочке введения ответных мер до начала августа. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что за это время ЕС постарается достичь торгового соглашения с США.
Раздел 301: расследование в отношении Бразилии
15 июля USTR (Торговый представитель США) объявил о начале расследования по Разделу 301 в отношении Бразилии — менее чем через неделю после предложения Трампа о 50% пошлине на бразильские товары. Расследование будет касаться цифровой торговли, электронных платежей, "несправедливых тарифов", антикоррупционного регулирования и других аспектов.
Морские перевозки
Тихоокеанское направление на восток (TPEB)
Пропускная способность и спрос:
- Спрос останется стабильным в июле и августе.
- Загрузка перевозчиков в июле — 80–90%, в августе ожидается незначительное снижение до 75–86%.
- Несмотря на отмену некоторых рейсов на Юго-Запад США и единичные пропуски, на рынке наблюдается избыток мощностей по сравнению со спросом. Места в наличии.
- Задержки возникают на маршрутах из портов Юго-Восточной Азии из-за заторов в Малайзии и Сингапуре — ожидается дополнительное время в пути 3–5 дней по сравнению со стандартом.
Оборудование: В большинстве точек отправления контейнеров достаточно, дефицита не зафиксировано.
Фрахтовые ставки:
- Западное побережье США: Некоторые перевозчики объявили о повышении ставок с 15 июля (GRI), другие сохранили существующие ставки или предложили «специальные тарифы», что увеличило разброс цен.
- Восточное побережье США и Мексиканский залив: Плавающие ставки стабилизированы, сезонные надбавки (PSS) также смягчены до конца июля.
Дальневосточное направление на запад (FEWB)
Пропускная способность и спрос:
- Средняя недельная пропускная способность в июле — 306 100 TEU (+19% по сравнению с июнем), что отражает пик сезона.
- Отмена рейсов на 29-й неделе привела к значительным задержкам. Перевозчики будут сосредоточены на расчистке накопленных грузов в течение 1–2 недель.
- Спрос в пиковый сезон превысил ожидания перевозчиков и стабильно растёт с июня.
- Задержки судов и переносы отправлений расширяют окна доставки на Black Friday и Рождество — сезон может продлиться дольше, чем в 2024 году.
Оборудование:
- Из-за постоянных отмен рейсов и строгого контроля за выдачей контейнеров дефицит оборудования сохранится в ближайшее время.
- Gemini добавила дополнительное судно, но альтернативные маршруты увеличивают срок доставки на 2–4 недели.
- Альянсы OA и PA ограничивают доступ к оборудованию для новых бронирований на 31–32 неделях.
- Окна бронирования и выдачи контейнеров значительно сокращены.
Прогноз:
Краткосрочно (июль): Ожидается стабильность ставок и объёмов. Жёсткий контроль за мощностями может не соответствовать высокому спросу, вероятны ограничения по местам и оборудованию до конца июля или начала августа.
Среднесрочно (август и далее): Перевозчики могут приостановить дальнейшее повышение ставок, чтобы сохранить текущий уровень и продлить прибыльный пиковый сезон.
Фрахтовые ставки:
Ставки стабилизировались после роста в июне. Согласно последнему индексу SCFI ставка составляет $2 099 за TEU (-$2). Это указывает на стабилизацию рынка в июле и возможные сложности с внедрением новых GRI во второй половине месяца.
Внешние риски:
Красное море: Возобновление атак хуситов на контейнеровозы означает, что в ближайшие месяцы перевозчики не будут рассматривать этот маршрут.
ЕС: Запланированная 30% пошлина Трампа на европейские товары (с 1 августа) может снизить спрос на промышленную продукцию и замедлить товарооборот. Однако из-за преобладания потребительских товаров в азиатско-европейской торговле влияние на сырьё будет ограниченным.
Трансатлантическое направление на запад (TAWB)
Пропускная способность и спрос:
- Порт PSA Антверпен всё ещё перегружен, среднее время пребывания груза — восемь дней.
- В Гамбурге, Бремерхафене и Роттердаме зафиксированы задержки судов до трёх–четырёх дней.
- Пирей, Генуя и Валенсия также сообщают о серьёзной перегрузке и переполненных терминалах.
- Спрос на экспорт из Северной Европы в США остаётся стабильным, особенно увеличилось количество бронирований из Германии, Бенилюкса и Испании на фоне подготовки к праздничному периоду.
- Отменённых рейсов всего около 5% — это самый низкий показатель с марта. Пропускная способность стабильна.
Оборудование:
Австрия, Словакия, Венгрия и юг/восток Германии сталкиваются с нехваткой контейнеров и шасси. В Португалии также наблюдаются проблемы с дисбалансом контейнеров.
Фрахтовые ставки:
В Северной Европе, Западном и Восточном Средиземноморье все перевозчики отложили внедрение сезонных надбавок (PSS), запланированных на июль.
Ожидается, что ставки останутся стабильными до конца третьего квартала.
Индийский субконтинент → Северная Америка
Пропускная способность и спрос:
Пропускная способность на Восточное побережье США увеличилась — в июле традиционно начинается пик сезона на индийском субконтиненте.
Один из перевозчиков возвращает суда на маршрут Северо-Восточная Индия → Восточное побережье США, временно исключая порт Чарлстон для повышения надёжности сервиса.
Дополнительная мощность на Западном побережье США стала доступной благодаря увеличению вместимости на направлении TPEB (Тихоокеанский маршрут) и сервисам, позволяющим экспортёрам из Индии отправлять грузы на западное побережье США.
Фрахтовые ставки:
На Восточное побережье США: хотя на первую половину июля были объявлены GRI и PSS, эти повышения в целом не были реализованы. Из-за большого разброса в бронированиях и загрузке рынка, традиционного спроса пикового сезона может не хватить, чтобы поддержать рост ставок — особенно с учётом возвращения мощностей на направлении Индия → Восточное побережье США.
На Западное побережье США: GRI не закрепились на рынке, а PSS снизились в соответствии с динамикой TPEB.
Экспорт из Пакистана продолжает сопровождаться повышенными расходами и временем транзита из-за необходимости дополнительных фидерных судов — в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном.
Авиаперевозки
Неделя 27: 30 июня – 6 июля 2025 года:
Мировой объём авиагрузов снизился на -3% неделя к неделе (WoW) в начале июля. Основной причиной стало -11% падение из Северной Америки из-за празднования Дня независимости США.
Объёмы из Китая и Гонконга в Европу выросли на +15% в годовом выражении (YoY) в июне, достигнув пика 2025 года.
В то же время объёмы из Азиатско-Тихоокеанского региона в США снизились на -3% WoW, хотя спотовые ставки на этом направлении выросли на +3% WoW.
Влияние праздников и авансированной загрузки:
Спрос оставался нестабильным из-за влияния праздников и сдвига сроков поставок.
Пиковая активность перед запланированным завершением паузы на взаимные пошлины (перенесено с 9 июля на 1 августа) была ограниченной.
Изменения в мощностях и маршрутах:
Изменения в доступности и маршрутах, особенно из Азиатско-Тихоокеанского региона, связаны с:
- рисками новых пошлин,
- изменениями правил de minimis,
- корректировками маршрутов для электронной коммерции.
Ocean Timeliness Indicator
Время транзита из Китая на Западное побережье США и на Восточное побережье США немного увеличилось, в то время как на маршруте из Китая в Северную Европу наблюдается значительное сокращение продолжительности перевозки.
Неделя до 14 июля 2025 года:
Китай → Западное побережье США:
Время доставки увеличилось на 1 день — с 37,1 до 38,1 дня.
Китай → Северная Европа:
Время доставки сократилось на 2,3 дня — с 60 до 57,7 дня.
Китай → Восточное побережье США:
Время доставки увеличилось на 0,8 дня — с 50,8 до 51,6 дня.
🔍 Все эти изменения стоит учитывать при планировании логистики на август–сентябрь — особенно если важен срочный импорт из Китая в ЕС или США.