Логистический дайджест: морской перегрев, торговые соглашения, новые правила таможни | utec

Логистический дайджест: морской перегрев, торговые соглашения, новые правила таможни

Логістичний дайджест: актуальні тарифи, затори в портах, зліт ставок

Тренды, за которыми стоит следить

Тарифы: новости и изменения

Президент Трамп подписал указ о торговом соглашении между США и Великобританией.

16 июня Белый дом опубликовал исполнительный указ, который реализует часть положений торгового соглашения США–Великобритания, объявленного 8 мая. Указ вступает в силу через 7 дней после публикации в Федеральном реестре.

Основные положения:

  • Установление базового 10% тарифа в рамках IEEPA (Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях) на импорт из Великобритании.
  • Снижение тарифа по разделу 232 на автозапчасти из Великобритании с 25% до 10%.
  • Снижение эффективной ставки тарифа по разделу 232 на автомобили из Великобритании с 27,5% до 10%, в пределах годовой квоты 100 000 автомобилей.
  • Полная отмена тарифов по IEEPA и пошлин по разделу 232 на сталь и алюминий из Великобритании, если продукция подпадает под Соглашение ВТО о торговле гражданской авиационной техникой.

Кроме того, США могут ввести квоты на импорт стали и алюминия из Великобритании с применением ставок режима наибольшего благоприятствования, если Великобритания выполнит американские требования по безопасности цепочек поставок этих материалов.

Великобритания также может получить «значительно преференциальное отношение» в случае введения пошлин по разделу 232 на фармацевтическую продукцию — при условии соблюдения определённых стандартов безопасности цепочки поставок.

Таможня США (CBP) обновила требования к отчётности о стране плавки и литья алюминия

13 июня CBP (Служба таможенного и пограничного контроля США) опубликовала новые инструкции по обязательному указанию страны плавки и литья для алюминиевых полуфабрикатов, подпадающих под пошлины раздела 232.

Начиная с 28 июня 2025 года, импорт алюминия без чётко указанной страны плавки и литья будет облагаться пошлиной 200% — как и продукция из России.

Это обновление возвращает политику CBP от 24 марта 2025 года, согласно которой импортеры должны были указывать Россию как страну происхождения, если точная страна была неизвестна, и впоследствии корректировать данные при наличии подтверждений. Отличие от мартовской политики: теперь импортеры также обязаны указывать код HTS Раздела 99 для России (а не только название страны).

Министерство торговли США расширило перечень стальных товаров, подпадающих под пошлины раздела 232

12 июня Минторг США добавил стиральные машины, холодильники и другую стальную бытовую технику в список производных товаров, подпадающих под пошлину.

С 23 июня 2025 года будет применяться ставка 50% на стоимость стального содержания в каждом продукте.

Морские перевозки

TRANS-PACIFIC EASTBOUND (TPEB) – направление из Азии в США

Мощности и спрос:

Бронирования на июль идут медленнее: хотя общего падения спроса не наблюдается, темпы бронирования на июль значительно ниже по сравнению с концом мая и началом июня. Даже с этим замедлением, вызванным ранним пиковым сезоном, спрос в целом остаётся смешанным и зависит от стратегии конкретных отправителей.

Загрузка судов стабилизируется на уровне 85–90% во второй половине июня и в июле.
Порт Юго-Запада США приближается к полной загрузке из-за привлечения дополнительных судов.

Возможно превышение мощностей на направлении к Юго-Западу — вместимость растёт, а спрос остаётся стабильным.

Blank sailings (отменённые рейсы): тенденция к снижению продолжается.

Прогноз по отменам:

  • 7% на 26-й неделе
  • 6% на 27-й неделе.

Оборудование: дефицит не зафиксирован в большинстве точек отправления на маршруте TPEB.

Фрахтовые ставки:

Плавающие ставки на Западное побережье США продолжают снижаться и приближаются к фиксированным.

На Восточном побережье и в Мексиканском заливе ставки начали снижаться из-за перенасыщения мощностями — и эта тенденция, скорее всего, продолжится.

General Rate Increase (GRI), запланированный на 15 июня, был отменён для всех направлений — Западного, Восточного побережья и Мексиканского залива.

Peak Season Surcharge (PSS) также снижается, особенно на Западном побережье, где ставки FAK (все типы грузов) уже приближаются к фиксированным.

На Восточном побережье PSS также начал снижаться, но остаётся выше, чем на Западном.

FAR EAST WESTBOUND (FEWB)

Мощности и спрос:

Доступность контейнеров остаётся ограниченной из-за предыдущего всплеска отправлений на транстихоокеанском направлении. Некоторые перевозчики вынуждены использовать пустые контейнеры с обратных рейсов для удовлетворения экспортного спроса.

Забастовки в Бельгии (25 июня) и Гётеборге (23–24 июня) могут усугубить ситуацию с перегрузкой, особенно в порту Антверпена.

Низкий уровень воды в реке Рейн привёл к ожиданию барж более чем на 56 часов.
В Германии фиксируются задержки на железной дороге, что создаёт «узкие места» для контейнерных перевозок и может повлиять на соблюдение сроков доставки вглубь страны.

Геополитические риски в Ормузском проливе:

Пока что прямое влияние на контейнерные перевозки минимально, поскольку суда на направлении FEWB в основном идут в обход — через мыс Доброй Надежды, избегая Красного моря. Основной риск связан с рынком нефтяных танкеров: в случае блокады возможен резкий рост цен на нефть и, как следствие, увеличение надбавок за топливо (BAF).

Ситуація в портах Європи

Фрахтовые ставки:

Индекс контейнерных перевозок Шанхая (SCFI) вырос на 60% за последние шесть недель.
Ожидаются новые GRI (общие повышения тарифов) в июле — компания CMA уже объявила о повышении, другие перевозчики могут последовать в ближайшие дни.

Рекомендуется бронировать перевозки как минимум за три недели. На июнь места на судах уже полностью раскуплены.

Переносы грузов (rollover) становятся всё более серьёзными и, скорее всего, повлияют на рейсы, отправляющиеся в конце июня и начале июля.

TRANS-ATLANTIC WESTBOUND (TAWB)

Мощности и спрос:

Ситуация с заторами в европейских портах улучшается, однако Антверпен остаётся самым проблемным.

В Средиземноморье сохраняются заторы в порту Пирей, а также в ключевых портах Италии и Испании (Генуя, Валенсия, Альхесирас).

Оборудование:

Дефицит контейнеров сохраняется в части Центральной Европы — Австрия, Словакия, Швейцария, Венгрия, Южная и Восточная Германия. Для этих направлений рекомендуется перевозка силами перевозчика (carrier haulage).

Основные европейские порты в настоящее время не испытывают существенных проблем с оборудованием.

Португальские порты (Лиссабон, Лейшойнш), а также Мерсин (южная Турция) сталкиваются с нехваткой контейнерного оборудования.

Фрахтовые ставки:

Северная Европа — перевозчики перенесли внедрение PSS (дополнительных сезонных надбавок) на июль.

Западное Средиземноморье — один перевозчик попытается ввести PSS в конце июня, остальные — не раньше июля.

Восточное Средиземноморье — большинство перевозчиков перенесли PSS на июль или до дальнейших указаний.

ИНДИЙСКИЙ СУБКОНТИНЕНТ — СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Мощности и спрос:

На Западном побережье США растёт доступность мощностей из-за масштабного перераспределения судов на рынок TPEB, что позволяет грузоотправителям из Индии осуществлять поставки в обход традиционных маршрутов.

На Восточном побережье США объёмы перевозок ниже стандартного недельного уровня. Перевозчики сообщают, что суда на этом направлении полностью загружены.

В июне запланировано несколько blank sailings из Северо-Западной Индии на Восточное побережье США, что дополнительно ограничивает доступность.

Фрахтовые ставки:

Для грузов на Западное побережье США GRI не закрепились на рынке, а PSS начали снижаться — в соответствии с динамикой на маршруте TPEB.

Для грузов на Восточное побережье США GRI и PSS уже объявлены на первую половину июля. Сохранятся ли эти тарифы, зависит от роста спроса из Индии и дальнейшего дефицита мощностей.

Экспорт из Пакистана растёт из-за необходимости в дополнительных фидерных перевозках на фоне обострения в отношениях между Индией и Пакистаном.

Морські перевезення

Авиаперевозки

Неделя 23: 2–8 июня 2025 года

Китай–США:

Резкое падение объёмов после майского скачка: на 23-й неделе тоннаж снизился на -10% по сравнению с предыдущей неделей и на -19% в годовом исчислении. Тарифы упали на -5% по неделе и на -17% по году. Майский рост, вероятно, был краткосрочным всплеском отложенного спроса на фоне смягчения тарифных условий.

Азиатско-Тихоокеанский регион:

Экспорт из Китая снизился на -7% по неделе, в том числе из-за слабых показателей электронной коммерции на юге страны.

Общие объёмы по региону сократились на -4% по неделе. Наибольшее снижение:

  • Малайзия: -14%
  • Индонезия: -10%
  • Южная Корея: -6% (в связи с праздниками — Ид аль-Фитр и Днём памяти).

Глобальные показатели:

Снижение объёмов составило -3% по неделе и -2% в годовом исчислении.

  • Европа: -4%
  • MESA: -8% (внутри региона: -26%, направление в Африку: -17%)
  • Северная Америка показала рост: +8% по неделе после праздников.

Авіаперевезення

Ocean Timeliness Indicator

За неделю, завершившуюся 16 июня 2025 года:

  • Маршрут Китай — Западное побережье США остался без изменений — 31 день
  • Маршрут Китай — Восточное побережье США также не изменился — 57,5 дня
  • Маршрут Китай — Северная Европа (Роттердам) сократился с 65,5 до 63 дней.

Вывод:
Среди трёх основных направлений только маршрут в Европу продемонстрировал улучшение по времени доставки.